На свете есть много
различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней,
нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Региональный этап международных образовательных
Рождественских чтений
Рождественских чтений
«Формирование нравственной культуры
средствами
декоративного рисования»
Автор:
Курчукова Евгения Вячеславовна,
воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 351
комбинированного вида»
Проблема
развития творческой деятельности в настоящее время является одной из наиболее
актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет
о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах ее становления.
В
Федеральном государственном образовательном стандарте духовно-нравственное
развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи
первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».[4]
В
концепции духовно-нравственного воспитания раскрывается система базовых
национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса,
определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина
России в процессе образовательной деятельности, в партнерских отношениях с
семьей. [4]
Ребенок
не рождается злым или добрым,
нравственным или
безнравственным.
То, какие нравственные
качества
разовьются
у
ребенка,
зависит прежде
всего
от
родителей,
педагогов и
окружающих
его
взрослых,
от того, как они
его
воспитают,
какими
впечатлениями
обогатят.
Формирование
духовно-нравственных понятий – это
очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий,
систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. [2].
С решением задач нравственного
воспитания
тесно
связана
изобразительная
деятельность. Эта
связь
осуществляется
через содержание
детских
работ, закрепляющих
определенное
отношение к
окружающей
действительности. В
процессе
изображения
закрепляется
отношение к
изображаемому, так
как
ребенок
вновь
переживает
те
чувства, которые
испытывал
при
восприятии
этого
явления.
Красота
родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант,
трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в
произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно представить себе
без народного искусства.
Народное
искусство несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный
идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет
приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно
является.
Через
знакомство воспитанников с богатством родного края в соединении с обучением
декоративному рисунку происходит воспитание духовно-нравственных и
патриотических качеств личности.
Работая
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [5].,
мы знакомим детей с
народной росписью (хохлома, городецкая, жостово и т.д.), с народной игрушкой
(матрёшка, дымковская, филимоновская др.). А так же, учитывая
региональный компонент, мы знакомим детей с матрёшкой из села «Подгородка», с
урало-сибирской росписью.
Цикл
занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех
этапов:
-
знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов
узора;
-
углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и
знакомство с особенностями декоративной композиции;
-
творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
Обучение
правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций
на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов
создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и
чередование.
Затем,
возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике
и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы посуды, игрушек, и,
наконец, по возможности - украшение объемных форм.
В течении учебного
года знакомим родителей с нашими
успехами. Устраиваем выставки детских работ в приемной, где родители могут
оценить творческие способности детей, а также рассказываем на родительских собраниях
о необходимости развития у детей познавательного интереса к декоративному
рисунку.
Организовываем индивидуальные
консультации, беседы, даем рекомендации, создаем информационные стенды,
проводим конкурсы совместных работ детей и родителей, анкетирование по вопросам
изодеятельности.
На
основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное,
усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле.
Рассматривая произведения декоративной росписи, дети испытывают чувство радости,
удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и
мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них
возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Формируя
устойчивый интерес к декоративному рисунку, мы воспитываем уважение к народным
традициям, а это благотворно влияет на духовно-нравственное развитие детей.
Литература:
1. Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2.
Павлова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание
дошкольников в современных социокультурных условиях: http://metodkopilka.nethouse.me/posts/1369298.
3.
Пантелеев Г. Н. - «Декоративное
рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013
N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». http://www.d10162.edu35.ru/attachments/article/724/ФГОС%20дошкольного%20образования%20Документ%20Microsoft%20Word.doc
5.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий