Методическая копилка


На свете есть много 
различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней,
 нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!







Региональный этап международных образовательных
 Рождественских чтений


«Формирование нравственной культуры
 средствами декоративного рисования»


Автор:
Курчукова  Евгения Вячеславовна,
воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 351
комбинированного вида»



Проблема развития творческой деятельности в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В Федеральном государственном образовательном стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».[4]
В концепции духовно-нравственного воспитания раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе образовательной деятельности, в партнерских отношениях с семьей. [4]
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Формирование духовно-нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. [2].
С решением задач нравственного воспитания тесно связана изобразительная деятельность. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.
Народное искусство несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.
Через знакомство воспитанников с богатством родного края в соединении с обучением декоративному рисунку происходит воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств личности.
Работая по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [5]., мы знакомим детей с народной росписью (хохлома, городецкая, жостово и т.д.), с народной игрушкой (матрёшка, дымковская, филимоновская др.). А так же, учитывая региональный компонент, мы знакомим детей с матрёшкой из села «Подгородка», с урало-сибирской росписью.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:
- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.
Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы посуды, игрушек, и, наконец, по возможности - украшение объемных форм.
В течении учебного года  знакомим родителей с нашими успехами. Устраиваем выставки детских работ в приемной, где родители могут оценить творческие способности детей, а также рассказываем на родительских собраниях о необходимости развития у детей познавательного интереса к декоративному рисунку.
Организовываем индивидуальные консультации, беседы, даем рекомендации, создаем информационные стенды, проводим конкурсы совместных работ детей и родителей, анкетирование по вопросам изодеятельности.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративной росписи, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Формируя устойчивый интерес к декоративному рисунку, мы воспитываем уважение к народным традициям, а это благотворно влияет на духовно-нравственное развитие детей.

Литература:
1.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2.     Павлова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных социокультурных условиях: http://metodkopilka.nethouse.me/posts/1369298.
3.     Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.
4.     Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http://www.d10162.edu35.ru/attachments/article/724/ФГОС%20дошкольного%20образования%20Документ%20Microsoft%20Word.doc
5.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу